На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Обзор СМИ

2 888 подписчиков

Крейсер «Украина» — символ несостоявшейся страны

Служба безопасности Украины отчиталась о своей работе за прошедший год. Среди достижений украинских контрразведчиков заместитель главы этого ведомства Виктор Кононенко назвал предотвращение взрыва крейсера «Украина», который стоит законсервированным на Николаевском судостроительном заводе уже больше тридцати лет. Взорвать этот крейсер, как нетрудно догадаться, намеревался гражданин России.

Мы его фамилию приводить не будем. Оснований доверять украинским сыщикам у нас нет. Тем более что объяснений, зачем нужно было взрывать ржавеющий и кастрированный, лишенный какого-либо вооружения небоевой корабль, пан Кононенко приводить не стал. Как не стал и сообщать, арестован ли предполагаемый диверсант или нет. История с несостоявшимся взрывом старого крейсера нам глубоко безразлична. А вот судьба одного из четырех ракетных крейсеров проекта 1164 «Атлант», к которым принадлежат флагман Черноморского флота крейсер «Москва», флагман Тихоокеанского флота крейсер «Варяг» и ракетный крейсер Северного флота «Маршал Устинов», крейсера «Украина» нас не может не волновать. По многим причинам. В том числе и потому, что он стал как бы символом несостоявшейся разоренной державы, которой принадлежит по иронии судьбы.

Несколько месяцев назад Николаевский судостроительный завод, носивший некогда имя 61 коммунара, остановил работу на этом корабле в связи с прекращением финансирования работ по содержанию крейсера. Об этом сообщил корреспондент ТАСС. По его словам, счета предприятия арестованы, долги по зарплате в 2,2 млн долларов (58 млн гривен) заморожены. Эти долги, ссылается журналист на пресс-службу завода, накопились с февраля 2015 года, когда правительство прекратило финансирование содержания корабля. Его обслуживанием пришлось заниматься самому предприятию. Но и у него деньги закончились.

В феврале прошлого года президент Украины Петр Порошенко издал указ, по которому надлежало «демилитаризировать» крейсер, то есть снять с него все военное оборудование и продать его. «Демилитаризировать» корабль оказалось невозможно — военного оборудования на нем нет, а то, что было, давно разворовано, и продать его, увы, некому. Нет покупателей. Бывший командующий Военно-морскими силами Незалежной вице-адмирал Сергей Гайдук уже как-то рассказывал корреспонденту газеты «Флот Украины», что Киев планирует продать недостроенный ракетный крейсер «Украина», который подпирает причальную стенку Николаевского завода. Адмирал так и сказал: «Крейсер «Україна» — це відламаний від держави кусень, його буде реалізовано, а кошти з реалізації підуть на будівництво нових кораблів і катерів». В переводе на-русский это звучит так: «Крейсер «Украина» — это отломленный от государства ломоть, он будет продан, а средства от его реализации пойдут на строительство новых кораблей и катеров».

Назвать ракетный крейсер «отломленным ломтем» для адмирала дорогого стоит. Но не будем придираться к своеобразной лексике зарубежного «морского волка». В конце концов, он говорит, как думает. А думает, как говорит.

Но что из себя представляет этот крейсер «Украина»? Для тех, кто не в теме, поясню. Вышеназванный корабль, который носил «в девичестве» имя «Адмирал флота Лобов», принадлежит к серии крейсеров проекта 1164 класса «Атлант». Головным среди них стал флагман Черноморского флота ракетный крейсер «Москва» (первое имя «Слава»). В ВМФ России есть еще два таких корабля — флагман Тихоокеанского флота ракетный крейсер «Варяг» и ракетный крейсер Северного флота «Маршал Устинов».

«Лобов», как и его собратья, должен был нести на своем борту 16 противокорабельных сверхзвуковых крылатых ракет П-500 «Базальт» с дальностью действия 550 километров. Ракеты могли оснащаться ядерной боевой частью (поэтому эти корабли часто называли «убийцами авианосцев»). Последние модификации этих ракет «Вулкан» уже могут летать на 1000 км. А еще на крейсере планировалось разместить 64 зенитные ракеты комплекса дальнего радиуса действия «Форт» (аналог сухопутной С-300), два зенитно-ракетных комплекса среднего радиуса действия «Оса-М», 144 ракеты двух комплексов ракетно-бомбового устройства РБУ-6000, торпедное и артиллерийское вооружение (два пятитрубных торпедных аппарата, одна 130 мм пушка и шесть 30 мм пушек АК-630М). Ничего из этого вооружения на крейсер «Украина», готовый по разным оценкам и заявлениям официальных украинских лиц на 75-80-96 процентов, установить не удалось. И о том, что, по словам Порошенко, значит его «демилитаризация», остается только догадываться.

Вообще-то судьба крейсера «Украина» в каких-то своих подробностях напоминает историю самой Украины, в которой отразилось столь характерное для недолгой истории нового государства у юго-западной границы нашей страны державное недомыслие ее политиков и их откровенное жлобство и непомерная жадность.

«Адмирал флота Лобов» стоял на достройке Николаевского завода в те печальные дни, когда развалился Советский Союз. По соглашению между тремя руководителями — России, Украины и Белоруссии — все, что оставалось на территории их стран после развода с СССР, должно было принадлежать тому государству, где оно в этот момент находилось. Судьбу Черноморского флота в Крыму решено было решить позднее. И последний в серии, недостроенный ракетный крейсер проекта 1164 вдруг стал украинским. Киеву он, по большому счету, не был нужен ни при какой погоде.

Во-первых, у Украины не существовало достаточного количества специалистов, готовых управлять таким кораблем и эксплуатировать его. Во-вторых, для него не было причальной инфраструктуры и необходимого числа кораблей сопровождения — 3-4 фрегатов и корветов. И в-третьих, а это решающий фактор, практически все вооружение, предназначенное для этого крейсера, делалось на российских оборонных предприятиях. Главная ударная сила «Лобова» — противокорабельный ракетный комплекс «Базальт», под который были установлены ракетные шахты и прочее оборудование, стреляет, как мы уже знаем, на 550 километров. А по международным правилам поставлять за рубеж (Украина после 1991 года стала для России — заграницей) можно только ракеты с дальностью полета не больше 300 километров.

Продать такой корабль в какую-либо страну — в Китай или Индию, готовые, по идее, купить подобный крейсер, — тоже невозможно. Без «Базальта» он никому не нужен. А создавать под существующие шахты новую ракету с дальностью до 300 км, как, например, сделали Москва и Дели с ПКР «Оникс», который в совместном исполнении стал называться «БраМос», никто не собирался. Наверное, потому, что овчинка не стоила выделки — было слишком дорого.

Купить недостроенный «Лобов» в начале 90-х годов прошлого века была готова Россия. Поскольку денег в это время не было ни у нее, ни у Киева, предложение Москвы звучало так — вы достраиваете крейсер, а мы у вас его берем в счет долга, который накопился за поставленный державе газ. Но Украину такой вариант не устроил. За поставленный газ она, в конце концов, согласилась отдать стоявший на ремонте в Николаевском заводе 61 коммунара флагман Черноморского флота «Москва», а за «Лобова» потребовала валюту. И цену заломила такую, что разговаривать сразу стало не о чем. К тому же в то время в главном штабе ВМФ, как и в Министерстве обороны России, тоже не очень хорошо представляли, зачем им этот корабль. На Тихом океане такой есть, на Северном флоте — тоже. Есть и на Черном море, на Балтику его отправлять — практического смысла нет. К тому же задачи у флота сильно изменились по сравнению с задачами во времена СССР — гоняться за авианосцами Россия отказалась. В средствах стратегического сдерживания ставка была сделана на другие виды вооружений — в первую очередь на РВСН.

А в Киеве так и не смогли решить, что им делать с недостроенным кораблем. Сначала его быстренько переименовали в «Украину» — как символ и гордость новой морской державы. Но символ и гордость мог отойти от заводской стенки разве только на буксире. Два газотурбинных двигателя сжигали столько топлива, что им можно было обогреть замерзающий зимой город кораблестроителей Николаев. Да и самого этого топлива тоже не доставало. В середине девяностых годов прошлого века автор этих строк побывал на заводе имени 61 коммунара, предприятие представляло жалкое зрелище — заказов нет, отапливать цеха нечем, рабочие, месяцами не получавшие зарплаты, разбегались. В частности, на российские заводы — в Северодвинск, Калининград, Комсомольск-на-Амуре… А у причальной стенки сиротливо стоял и ржавел «беззубый» ракетный крейсер.

Переговоры о продаже его России возникали за последние двадцать лет не раз и не два. Верховная рада для того, чтобы продать корабль кому-нибудь, даже постановила убрать с корпуса крейсера название Украина — продавать символ и гордость державы негоже. Постановила называть его просто «проект 1164». В Киев и Николаев приезжали комиссии Главного штаба ВМФ и Минобороны, вели переговоры, даже о чем-то договаривались. Но все заканчивалось, как только подготовленные документы попадали в администрации президентов — что Кравчука, что Кучмы, что Ющенко, что Януковича. И там, если не погибали, то пропадали неизвестно где. Кому-то что-то не нравилось. Может, цена вопроса. Может, то, что корабль предназначался России. А ей ничего отдавать (продавать) в Киеве не хотели. Действовали по мазохистскому принципу: «Выколю себе глаз, чтобы у моей тещи был зять кривой». И такой подход был не только по отношению к ненужному Украине ракетному крейсеру.

Кому теперь потребуется крейсер, для которого порядка 80 процентов вооружений и навигационного оборудования производятся только в России, вопрос открытый. Ни одна западная судостроительная фирма даже под политическим нажимом собственного правительства за эту работу не возьмется — затрат куча, а риск невозврата потраченных средств слишком велик.

Переделать ракетный корабль под казино, а потом под авианосец, как сделали китайцы с корпусом строившегося в Николаеве авианесущего крейсера «Варяг», тоже невозможно. Разве что продать его «на иголки». Тонна корабельного металла на международном рынке, если с медными проводами и другой начинкой, стоит порядка 200-250 долларов США. Как сторгуешься. А полное водоизмещение «Украины» 11 500 тонн. Простые арифметические действия подскажут читателю истинную цену этого корабля, и это, не считая расходов на буксировку к предприятию по разделке. Куда-нибудь в Индию или в Южную Корею, где специализируются на таких работах.

Это все же будет приличнее, чем дальше заниматься военно-экономическим «мазохизмом» — держать ржавеющий былой символ и гордость ВМС державы прикованным буксирными концами к причальной стенке судостроительного завода. Конечно, новые корабли и катера на вырученные деньги не построить. Но по крайней мере за тепло и свет для неликвидной «Украины» больше платить не придется. А завод сумеет расплатиться с долгами. Хотя бы по зарплате.

Виктор Литовкин

Источник

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх