Неонацизм — последнее пристанище для негодяев на Украине. Трудно найти более подходящее определение объединению трех фашистских движений с целью свержения власти Порошенко. Манифест об объединении усилий и общей платформе на днях подписали лидеры трех партий украинских националистов — «Правого сектора»*, «Свободы»* и «Национального корпуса»*.
Однако в том же неонацистском духе звучит и заявление самого Порошенко о том, что «флагом движения к независимости Украины» он считает гетмана Мазепу, предавшего российского императора Петра I и переметнувшегося на сторону шведского короля Карла XII.
Киев, очевидно, теряет международную поддержку: администрация Трампа не скрывает своего скептицизма; МВФ откладывает выделение транша; европейская пресса пестрит разоблачительными материалами. Блокада Донбасса была встречена с досадой и возмущением даже среди традиционных сторонников вовлечения Украины в западную систему экономики и безопасности. Все больше людей на Западе осознают: стремление пойти европейским путем скорее могло бы выразиться в присвоении улицам имен Джефферсона, Черчилля и Де Голля, но никак не увековечиванием Бандеры и Шухевича.
Именно в тяжелейшую для нынешней киевской власти пору на первый план политической жизни Украины выходят националисты, которые открыто призывают к крестовому походу против президента.
Лидеры трех объединившихся нацистских партий — Олег Тягнибок, Андрей Билецкий и Андрей Тарасенко — привлекли и самых маргинальных мракобесов. Под манифестом также поставили подписи лидер ОУН* Богдан Червак, Степан Брацюня, возглавляющий «Конгресс украинских националистов»*, Сергей Мазур — лидер организации «С14″*.
Манифест об объединении усилий националистов состоит из 20 пунктов. Среди них, например, признание России «страной-агрессором», разрыв с ней дипломатических отношений, признание Донецкой и Луганской народных республик «оккупированными территориями». Там есть даже пункт о намерении производить собственное ядерное оружие.
Украинские националисты имеют в своем распоряжении не только автоматы, но и бронетехнику. У них есть опыт и техника. Политическая угроза с их стороны вторична.
На Украине в последнее время все чаще говорят о досрочных выборах в Раду. Если неонацисты создадут объединенную партию, то имеют хороший шанс на преодоление пятипроцентного барьера, но при использовании только демократического процесса реальной власти им не видать.
А вот спровоцировать массовые беспорядки и взять под контроль несколько дружественных им областей — такая угроза представляется реальной.
Мы знаем немало исторических прецедентов, когда маргинальные политические силы наживались на экономическом и социальном кризисе, если их не останавливали решительно и жестко.
Демонстрируемая Тягнибоком, Билецким и Тарасенко агрессия носит глубинный самоубийственный характер. Такая сила способна уничтожить страну — и это не могут не понимать в Вашингтоне.
Президент Порошенко мог бы уцелеть, если бы пошел на реализацию Минских соглашений и сближение с Москвой. Однако он сам идет по дороге самоуничтожения, словно соревнуясь со своими шумливыми противниками.
Потворство блокаде Донбасса, глорификация изменника Мазепы — это также шаги к пропасти. Нельзя строить национальную идею только на истерике отрицания России и всего русского. Процесс развала Украины еще не поздно остановить. Правда, там не видно лидеров, способных на это.
*Террористическая экстремистская организация, деятельность которой запрещена на территории РФ.
Авигдор Эскин