На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Обзор СМИ

2 887 подписчиков

Лайнер погубила иллюзия пилота

Катастрофа Ту-154 Минобороны над Черным морем могла быть вызвана потерей ориентиров

Причиной катастрофы рухнувшего в море 25 декабря прошлого года Ту-154Б-2 Минобороны может быть признана потеря пилотом ориентировки в пространстве, вызванная иллюзией. Как пишет «Коммерсантъ», после взлета летчик потерял ориентиры на земле и стал управлять лайнером, ориентируясь на собственные ощущения. Такие выводы сделали участники расследования катастрофы на основании реконструкции показаний параметрического самописца.

Лайнер погубила иллюзия пилота

Подъем обломков самолета Ту-154 Минобороны РФ со дна Черного моря. Фото: Снимок с видео/ Пресс-служба МЧС России/ ТАССПоследний полет Ту-154 проходил довольно необычно. После взлета с аэродрома Адлера лайнер начал набирать высоту в штатном режиме, были убраны шасси, началась уборка выпущенных закрылков. Специалисты пришли к выводу, что зафиксированная речевым самописцем фраза командира Романа Волкова «закрылки, сука», была произнесена походя и не относилась к каким-то проблемам. Возможно, майор чуть запоздал с командой на их уборку и эмоционально укорил сам себя. Как сообщил изданию близкий к расследованию источник, до самого столкновения с водой действия экипажа были своевременными и штатными.

Новости партнеров

Через минуту после взлета Ту-154 находился на высоте около 250 метров, двигался с расчтеной скоростью 360–370 км/ч и начал правый разворот. Маневр не был завершен из-за того, что управлявший самолетом Роман Волков неожиданно отправил его в пике. По данным самописцев, восемь секунд самолет стремительно снижался, взяв за это время крутой вираж влево. Перед ударом об воду крылья Ту-154 располагались под углом 55° к горизонту.

При этом пикирование проходило при абсолютном молчании в кабине, только незадолго до падения сидящий сзади летчиков штурман произнес: «Командир, мы падаем». И тогда экипаж уже не мог спасти самолет. Экспертов удивило, что пилоты даже не среагировали на это предупреждение штурмана.

Один из авиаэкспертов объясняет странное поведение управляющего летчика особенностями ночного вылета из Адлера. По его словам, через несколько секунд после отрыва от хорошо освещенной и размеченной полосы ты пересекаешь также подсвеченную береговую линию и сразу попадаешь в черную дыру над ночным морем. Это стремительное исчезновение всех ориентиров могло и стать причиной катастрофы. Пилот мог сознательно дистанцироваться от показаний приборов, полагаясь на команды своего вестибулярного аппарата и оказавшись во власти собственных иллюзий. По данным мировой статистики, потеря пилотом пространственной ориентировки становится причиной каждой десятой автокатастрофы.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх